Службе Росреестра – 20 лет
Федеральная регистрационная служба была основана в 1998 году, до нее функции регистрации прав собственности выполняли Бюро технической инвентаризации. С началом XXI века эти функции делились между тремя ведомствами: Роснедвижимостью, Роскартографией и Росрегистрацией. В 2008 году указом Президента их функции перешли к Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии – Росреестру.
Пройдя все трудности становления, за прошедшее время здесь немало сделано, чтобы меньше стало бюрократических процедур, улучшилось качество и доступность госуслуг для населения. В частности, отработана система электронного обмена информацией между ведомствами, внедрено новое программное обеспечение. А государственный кадастр недвижимости стал составной частью Единого государственного реестра недвижимости.
В настоящее время, если вам потребовалось оформить свое право собственности на жилье, земельный участок, дачу, гараж и другую недвижимость, достаточно обратиться в МФЦ, где организована работа по принципу «одного окна». А в назначенный день прийти и получить уже готовые документы. Таким же образом регистрируются и такие сделки с недвижимостью, как договоры купли-продажи, обмена, дарения, аренды, ипотеки, другие виды прав, например, право хозяйственного ведения, оперативного управления и т.д. Но за этим стоит немалый скрупулезный труд многих людей.
В межмуниципальном отделе по Суражскому и Мглинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области всем этим занимаются 6 человек. Из них непосредственно Суражский район обслуживают четыре. Практически с первого дня образования службы трудятся руководитель отдела В.П. Шумеев, главный специалист-эксперт, осуществляющий государственный земельный контроль, В.Г. Беликов, специалист-эксперт Л.А. Шкред. За годы работы поставлено на учет 31057 объектов недвижимости, причем каждый из них не раз находился в обороте и был объектом сделок. Только в 2017 году обработано 3370 заявлений, зарегистрировано 2610 прав и ограничений на объекты недвижимости.
– Регистрационный орган создан для защиты прав граждан и предприятий, прав продавцов и покупателей при совершении сделок, – поясняет В.П. Шумеев. – Мы проводим правовую экспертизу всех документов, необходимых для совершения сделки, чтобы в дальнейшем не было повода её оспорить. Выясняем, принадлежит ли данное имущество продавцу, не нарушаются ли при продаже права несовершеннолетних, супругов, третьих лиц. Наша деятельность связана со всеми аспектами российского законодательства. Работа хоть и сложная, но интересная.
– Виктор Павлович, какие чаще всего проблемы возникают при регистрации прав на недвижимость?
– В основном, это несоответствие площадей жилых объектов в реальности и по документам. Такое происходит, когда жилой дом или квартира самовольно, без разрешения соответствующих органов, строятся или подвергаются реконструкции. Если при проверке документов выявляются какие-либо противоречия, то регистрация приостанавливается на три месяца, до устранения причин. Наиболее частые нарушения, выявляемые при государственном земельном контроле, – опять же отсутствие правильно оформленной документации или использование земель не по назначению. В 2017 году, например, за эти нарушения на трех граждан наложены административные штрафы, а еще 48 выписаны предписания об устранении нарушений. Если это не будет сделано в отведенное время, им тоже грозит штраф, причем немалый: для физических лиц – не менее 5 тысяч, для юридических – не менее 100 тысяч рублей.
– В канун дня рождения вашего отдела что вы могли бы пожелать жителям района и своим сотрудникам?
– Прежде всего хочу отметить, что с 1 января 2017 года довольно существенно изменилось законодательство, регламентирующее порядок регистрации прав на недвижимость. В соответствии с ним упорядочены требования в части перечня документов, предоставляемых гражданами на государственную регистрацию прав. Так, чтобы зарегистрировать права на вновь построенный дом или дом, подвергнувшийся реконструкции, необходимо предоставить соответствующее разрешение районной администрации. А также обязательно обратиться к кадастровому инженеру и подготовить технический план. Кроме того, распорядиться имуществом, находящимся в долевой собственности, сегодня можно только путем составления нотариального договора, тогда как раньше для этого было достаточно составить договор в простой письменной форме.
Так как нашим сотрудникам по долгу службы приходится общаться с представителями многих организаций и государственных органов, хочу поблагодарить их за сотрудничество. А своих коллег, в том числе и в Мглинском районе, поздравляю с юбилеем нашей службы. Желаю трудолюбия, успехов в работе и благополучия в семьях.
Тамара Кравченко
На фото: В.Г. Беликов, Л.А. Шкред, А.А. Кравченко и В.П. Шумеев.