Михаил Архипович Михальков — Герой Советского Союза

Суражский краеведческий музей совместно с редакцией газеты «Восход» продолжают реализацию проекта «История одного экспоната». Читателей печатных выпусков газеты и пользователей соцсетей знакомят с предметами музейной коллекции, благодаря которым можно узнать о людях, творивших великую историю России.
Можно ли утверждать, что обыкновенная ученическая тетрадка в линейку с тридцатью четырьмя страницами рукописного текста является ценнейшим экспонатом краеведческого музея? Да, можно. Если держишь в руках воспоминания солдата — честное свидетельство о прошедшей страшной войне, бесхитростные размышления о жизни и смерти, любви к матери, к Родине. В фондах Суражского краеведческого музея хранится зелёная школьная тетрадь — рукопись Лежнёва Михаила Родионовича«О войне и героизме. Очерк о Герое Советского Союза М.А.Михалькове», которая легла в основу одной из глав его книги «Сороковые роковые…», повествующей о героизме суражан в годы Великой Отечественной войны.
Отредактированный текст самой книги вёлся от лица автора, с особой теплотой и нежностью рассказывающем о своём старшем друге, уроженце с. Ляличи, Михаиле Архиповиче Михалькове, которого односельчане ласково называли «наш Герой». Не только за его военные подвиги, и вручённую за них высшую награду Родины, но за бесконечную любовь к своему краю, трудолюбию, доброте, человечности. Михаил Архипович, после войны работавший заместителем начальника на одной из угольных шахт острова Шпицберген, всегда старался помочь землякам в их многочисленных просьбах: ходатайствовал за них в высоких организациях, устраивал на работу, оформлял документы. А ещё никогда не отказывал в просьбе выступить перед учащимися в местной школе, клубе. Его приезд всегда ждали в родном селе.
В рукописном тексте зелёной школьной тетради, хранящейся в Суражском краеведческом музее, нет упоминания о послевоенной жизни, разве что начинается рассказ с поэтического описания жаркого июльского солнца, от которого укрылись два ветерана в тени огромного столетнего дуба в Ляличском парке.Здесь и были записаны воспоминания о своём боевом пути Героя Советского Союза, командира взвода противотанковых орудий М.А.Михалькова. Потом они почти дословно будут перенесены в книгу, сохранив яркий колорит образов, прямодушие и некоторую наивность повествования. Однако не весь рассказ героя поместил Михаил Родионович Лежнёв в своей книге. Крепкие солдатские выражения и истории, связанные с «исцеляющей силой фронтовых ста грамм», остались только на страницах школьной тетрадки. Одна из них повествует о последнем дне перед отправкой на фронт в феврале 1941-го года в г. Батуми, где Михаил Михальков служил в береговой охране:
«По пути на вокзал я и трое моих друзей забежали в закусочную, чтобы на прощание выпить по стакану вина. Когда мы подняли стаканы и чокнулись, мой стакан рассыпался на мелкие кусочки. Я растерялся. Буфетчик быстро смахнул фартуком с прилавка битое стекло и, весело улыбаясь, с кавказским акцентом сказал: «Ничего, это к счастью. Будешь фашистов крошить, как стакан раскрошил. А вина мы ещё нальём». Этот пустяшный случай запомнился мне надолго, и на фронте в тяжёлые и трудные для меня минуты мне вспоминался разбитый стакан и полные оптимизма слова буфетчика из Батуми».
Поверил в свою удачу солдат. Бил фашистов на главных рубежах Великой Отечественной: под Сталинградом, где не раз приходилось идти в яростные рукопашные схватки, на Курской дуге, насмерть обороняя рубежи от надвигающихся полчищ «тигров» и «пантер». При переправе через реку Ворсклу, левого притока Днепра, машина, на которой ехали артиллеристы, наскочила на мину. Разворотило деревянный мост, искорёжило пушку, которую тянула за собой машина, погибли семь бойцов– гвардейцев. Самого Михалькова, как ему показалось, «метров на четыре подбросило вверх и ударило о землю». Под описанием этого случая в тетрадке опять ремарка о военной удаче: «И вспомнился мне разбившийся стакан и слова буфетчика – армянина».
Не вошло в книгу упоминание о способе избавления от судорог и неуёмной холодной дрожи, когда в январе 1945-го года тянули волоком артиллеристы по дну незамерзающей реки Пилицы тяжёлые противотанковые орудия. Отрывок о сухой одежде и «исцеляющей партии спирта» был перечёркнут самим автором книги, понимавшем незначительность этой детали в тексте. Надо было рассказать о главном: как удержали занятый плацдарм, как стояли насмерть смельчаки перед, рвущимися на них, механизированными колоннами фашистских бронемашин.
За этот бой, за другие операции по освобождению Польши Михалькову Михаилу Архиповичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Стало быть, данную клятву ещё в самом начале войны отомстить за Керчь (тоже не совсем печатную, а потому оставшуюся только на страницах школьной тетрадки) солдат сдержал. А ещё за Сталинград, Брянщину и родные Ляличи.
На последней странице вновь лирическая зарисовка М.Р.Лежнёва, подводящая черту воспоминаниям воина – одного из тех, кто на своих плечах добыл для своей страны мир и Победу:
«Кругом стояла невозмутимая тишина, изредка нарушаемая пением птиц. Казалось, что своими песнями певчие пташки стараются выразить всю свою любовь к этому Человеку и гордость за него, славного труженика и отважного воина – Героя».
Мл. науч. сотрудник Суражского краеведческого музея Черепкова Н.В.
12+