Права потребителей гостиничных услуг

30 июня 2025

Права потребителей гостиничных услуг

Сегодня динамично развивающаяся во всем мире сфера гостиничных услуг наиболее привлекательна и рентабельна среди остальных сегментов туристического бизнеса. Однако обостряющаяся конкуренция в рассматриваемой сфере отрицательно сказывается не только на качестве обслуживания потребителей гостиничных услуг, но также и на их безопасности. Поэтому одной из немаловажных проблем современного цифрового российского общества является совершенствование мер, связанных с обеспечением защищенности потребителей сферы гостиничных услуг.

Основными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере прав потребителя гостиничных услуг, являются:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей);
  • Федеральный закон от 24.11.1996г № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности);
  • Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 (далее – Правила № 1853).

Согласно Закону об основах туристской деятельности гостиничные услуги — комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами. Гостиничные услуги могут оказываться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Основные права потребителей в сфере гостиничных услуг:

  • Право на информацию об Исполнителе и об оказываемых им услугах (ст. 8-10 Закона о защите прав потребителей). Вместе с тем, Правила № 1853 конкретизируют эти положения, указывая, что до потребителя должна быть доведена информация о категории гостиницы, стоимости размещения для проживания, порядке и правилах проживания, возможности бронирования номеров, видах и стоимости дополнительных услуг и т.д. (п. 9 Правил № 1853).
  • Право на надлежащее качество предоставляемых услуг (ст. 4 Закона о защите прав потребителей). Качество услуг определяется договором на оказание гостиничных услуг или требованиями, предъявляемыми к таким услугам. Порядок заключения договора определен разделом III Правил № 1853, а порядок оказания и содержание услуг гостиницы – разделом IV Правил № 1853.
  • Право на безопасность предоставляемых услуг (ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
  • Право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также морального вреда вследствие недостатков оказываемых услуг (ст. ст. 14, 15 Закона о защите прав потребителей).

Основные моменты, на которые нужно обратить внимание потребителю гостиничных услуг.

Заселение потребителя осуществляется при условии предъявления потребителем документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Потребитель несет ответственность в случае утраты или повреждения имущества исполнителя, а также несет ответственность за иные нарушения договорных обязательств и порядка проживания в гостинице.

Порядок учета, хранения и утилизации (уничтожения) забытых вещей в гостинице определяется исполнителем.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации вводится государственное регулирование стоимости гостиничных услуг (гостиничного обслуживания) в период проведения мероприятий (церемоний), стоимость гостиничных услуг не может превышать максимально установленной стоимости для такой категории гостиницы.

Потребитель вправе в любое время расторгнуть договор на оказание гостиничных услуг, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст.32 Закона о защите прав потребителей).

Исполнитель по просьбе потребителя обязан без дополнительной оплаты обеспечить следующие виды услуг:

  • вызов скорой помощи;
  • пользование медицинской аптечкой;
  • доставка в номер корреспонденции, адресованной потребителю, по ее получении;
  • побудка к определенному времени;
  • предоставление кипятка;
  • иные услуги по усмотрению исполнителя.

В случае несоответствия качества оказанных гостиничных услуг, указанных в договоре, исполнитель несет ответственности в соответствии со ст. 29 Закона о защите прав потребителей. При обнаружении недостатков гостиничных услуг потребитель вправе потребовать:

  • безвозмездного устранения таких недостатков;
  • уменьшения цены оказанной услуги;
  • расторжения договора оказания гостиничных услуг с полным возмещением понесенных убытков.

Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание гостиничных услуг и потребовать возмещения убытков в полном объеме, если исполнитель не устранил недостатки в полном объеме, или если потребителем обнаружены существенные недостатки в оказанной услуге, либо иные отступления от заключенного договора.

За нарушение сроков начала оказания услуг по договору на бронирование мест в гостинице исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3 % суточной цены забронированных мест.

Потребитель должен обратиться к исполнителю с претензией, указав на недостатки оказанной услуги и выдвинув требования по их устранению или расторжению договора. Претензия передается исполнителю лично либо посредством почтового отправления. Исполнитель в течение 10 дней с момента получения претензии, а в случае требования об устранении недостатков – в установленный потребителем срок, обязан удовлетворить требования потребителя. В противном случае потребитель может обратиться в суд, заявив, кроме основных требований, требование о выплате неустойки в размере 3% стоимости услуги в день, возмещении убытков, причиненных некачественно оказанной услугой или непредставлением соответствующей информации об услуге, а также выплате штрафа в размере 50% от присужденной суммы.

 

М.В.Чиглинов, главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Унечском, Мглинском, Стародубском и Суражском районах Брянской области

12+

 

 

Еще по теме:

16 июля 2025, 16:09
Вынесен приговор
Июль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Картина дня
16 июля 2025, 16:29

Мглинский район примет участие в Днях муниципалитетов

В Брянске продолжаются Дни муниципалитетов. На этой неделе, 18 июля, свои площадки представят Мглинский и Клинцовский районы. Мероприятие начнется в 11.00 в парке-музее А.К. Толстого. Мглинский район порадует гостей разнообразием изделий местных мастеров. Посетители увидят поделки из бисера, вышивку, кукол, обереги, живопись, глиняную посуду.

15 июля 2025, 12:46

На улице Бурова в Брянске и в Свени начнется комплексное строительство жилья

В Брянской области продолжается проект «Жилье» нацпроекта «Инфраструктура для жизни». В поселке Свень на улице Соборной построят жилье и детский сад (2026 год), на что выделено 121 015,15 тысяч рублей. Дом сдадут в декабре этого года. В Бежицком районе Брянска на улице Бурова начнется комплексная застройка с детским садом (2027 год) и 1 этапом жилого дома (декабрь 2025 года). Лимит финансирования — 624 443,37 тысяч рублей. (далее…)

15 июля 2025, 11:31

В Суражской районной межпоселенческой библиотеке продолжает работу читальный мини-зал под открытым небом «Читать – это модно!»

Лето – удивительное, яркое, веселое, разноцветное время года с запахом свежести и солнечного тепла. Дети очень любят лето – оно дарит множество положительных эмоций, ведь в это время ярко светит и греет солнце и можно гулять целый день. Это пора каникул и отпусков, когда есть возможность провести время с любимой семьей. Летом множество ягод и фруктов, овощей и зелени. А главное, летом можно найти массу увлекательных занятий! Поэтому в Суражской районной межпоселенческой библиотеке продолжает работу читальный мини-зал под открытым небом «Читать – это модно!», где представлена выставка периодических изданий разнообразных журналов и газет: - Будь здоров; - Бурда; - Вокруг света; - Караван историй; - Нарконет; - Наука и жизнь; - Наш Филиппок; - Не будь зависим; - Приусадебное хозяйство; - Пульс природы; - Роман-газета; - Свирель; - Темные аллеи; - ФИС; - Фома - Здоровый образ жизни – вестник ЗОЖ; - Тайны 20 века; - Подсобное хозяйство и другое.

12 июля 2025, 08:33

В Суражской районной межпоселенческой библиотеке прошел час здоровья «Мы за здоровый образ жизни»

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека. Всем нам присуще желание быть здоровыми и крепкими, сохранить как можно дольше бодрость, подвижность, энергию и достичь долголетия. В муниципальном бюджетном учреждении культуры «Суражская районная межпоселенческая библиотека» прошел час здоровья «Мы за здоровый образ жизни». Мероприятие началось с небольшой беседы о здоровье, о полезных и вредных привычках, о важности соблюдения режима дня. Активное участие приняли присутствующие в интерактивной игре «Здоровый образ жизни – мой выбор!», где дружно отвечали на вопросы и узнавали много интересного и познавательного о ЗОЖ. Мальчишки и девчонки с интересом слушали и отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины «Мы за здоровый образ жизни», а потом рассказали, что они знают о закаливании, о правильном питании, что такое гигиена и какие правила личной гигиены необходимо всем выполнять. Итогом мероприятия стал вывод, который сделали дети: «Здоровый образ жизни - это значит, заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня, а главное, быть стойким по отношению к вредным привычкам». Игровая программа подарила детям много хорошего настроения и заряда бодрости на весь день.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in